вторник, 31 июля 2012 г.

Моя коллекция. Ростовская финифть.

Дорогие друзья! Решила знакомить вас с теми вещами, которые окружают меня в моей повседневной жизни. Я не случайно не устаю повторять: очень важно ваше окружение - ваши друзья, близкие, но и те ВЕЩИ, которые вы ежедневно видите у себя на кухне, в шкафах, на полочках, в интерьере вашего дома. Они-то как раз и оттачивают ЧУВСТВО СТИЛЯ - этот, как вы уже знаете, ПРАКТИЧЕСКИЙ навык. Сразу уточню: я НИКОГДА не покупаю излишне дорогих вещей. Каждая ВЕЩЬ, которую я принесла в свой дом - не случайна. Это всегда следствие моих эмоциональных переживаний, неспешных раздумий, целенаправленныхх поисков, а, нередко, и счастливых открытий. Так постепенно, с годами, у меня образовалась (неожиданно для меня самой!) многопрофильная коллекция художественных вещей. Вот, например, ростовская финифть. УВЕЛИЧЕНО в четыре раза! Ведь это миниатюра. Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. Настоящая художественная миниатюра! Искусство редкое в наше время. И искусство вечное - краски не тускнеют, не выгорают, не осыпаются. В миниатюре очень важно мастерство композиции - надо суметь вписать в заданный формат. Мазок в миниатюре - это совсем не то, что мазок в станковой картине. Здесь разухабистость не к месту. Здесь деликатность, тонкость и точность. Небрежность в миниатюре так же незуразна, как если бы Вы на приём к английской королеве пришли в футбольных трусах. Здесь не только тонкость, но виртуозность линии ценится. Не просто хороший колорит, а колорит построенный на тонких нюансах - цвет как бы нежно трепещет. Беда с этим цветом для фотографов! Вот, например, эту шкатулочку уж как ни старался фотограф добиться точности в передачи цветовых нюансов, ан нет! Всё же розоватое свечение маленьких цветочков улетучилось, ускользнуло. А ведь от этого сияния шкатулочка мерцала. Или две божьи коровки - так ведь они же горят! А на фотографии просто красные пятнышки. Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. А началось всё с женского. На фоне советского дефицита серёжки с ростовской финифтью сияли голубоватым светом как некая небесная мечта. И вскоре оказались в моих ушках. Это было ещё до рождения моего сына, где-то в году 88-м. Те мои первые финифтяные серёжки затерялись. Но вот сохранилась одна скромненькая серёжечка из последующих. Неплохой образец. Мазок лёгкий, даже, я сказала бы, ни без элемента артистичности. Попробуйте ручкой нанести такой мазок (хотя бы и в воображении), сразу почувствуете, что здесь не место неуклюжести. Цвет нежный. Наверно, писала девушка, не раз заглядывающаяся на утреннее небо. И композиция хорошая: букетик умело вписан в овал. А ну-ка, попробуйте на листочке бумаги, не подглядывая на экран, в овале нарисовать два-три цветочка. Нет, это не так просто, как кажется. Тем более ценишь мастерство, когда знаешь, что роспись по эмали - дело многотрудное, требующее незаурядного художественного чутья. Например, расписывая эмаль, художник должен точно знать, каким получится цвет после обжига. А после обжига он совсем ДРУГОЙ, чем когда пластина расписывается. Попробуй угадай! Сколько слёз пролито. молодыми художниками! Так красиво расписал, а вынул из печи и что это? Хоть плачь! И плакали. Опыт и только опыт, а ещё настойчивость могут помочь в этом деле. Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. Со временем у меня оказались настоящие шедевры ростовской финифти, музейного уровня. Утверждаю это как бывший эксперт многих Художественных советов и консультант по вопросам народных художественных промыслов. Перед вами работы Светланы Тецкой, замечательного мастера. Вот что прочитала о Светлане Тецкой в книге В.Ф.Пак "Ростовская финифть XX века", наиболее полном справочнике о ростовских художниках. "Тецкая Светлана Александровна. Живописец по эмали. Род. 29.03.1966 в Дмитрове Московской обл. Училась у В.И.Артеменко. Работала на Фабрике ростовской финифти. Участница международного семинара (2001). Осуществила творческие поездки в Лимож (Франция), Вильнюс (Литва) и Кинтай (Литва). Произведения хранятся в Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль", отечественных и зарубежных частных коллекциях". Скажу не таясь, что когда я увидела первую её шкатулочку на прилавке ничем не примечательного ларёчка, у меня дыхание перехватило: от восторга, раз, и неожиданности, два. Надо прямо сказать, долго приходится вглядываться в мазочки, чтобы найти роспись хорошую. Ведь встречаются и просто плохие работы. Вот почему я и думала, что такого мастерства, как я увидела на шкатулочках Светланы Тецкой, сейчас и нет уже. Внимательно рассмотрите, как написаны голубые цветочки и цветочек в профиль вверху справа. Сравните с росписью сережки. Не спешите. Ещё раз. И ещё раз. Так и оттачивается глаз, превращаясь в глаз Художника. А с ним и чувство, в том числе и чувство СТИЛЯ. Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. Оцените виртуозность тончайших мазков, которыми написана стрекоза. Сравните с чем-то подходящим. Поищите в Яндексе. И ещё раз сравните. Полюбуйтесь на безупречную композицию. Учитесь! Можете опять сами попробовать вписать в круг несколько одуванчиков. Что у Вас получилось? Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. Видите, здесь опять возникли проблемы с передачей цвета на фотографии. Сложно фотографу работать с такой живописью. Проще, конечно, если бы лепестки цветка были залиты однородным красным цветом. А здесь тонкие цветовые переходы, всё - на нюансе. Попробуй, улови! Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. Ниже шкатулка массового производства. Роспись неплохая, но, как вы замечаете, она гораздо проще, чем живопись Светланы Тецкой. Но шкатулочка милая и роспись всё-таки привлекательна именно своей непритязательностью. Поэтому я эту шкатулочку и купила. Хотя, без сомнения, её уровень и уровень работ С.Тецкой - это разные категории художественности. Ценность этих вещиц для меня многократно увеличивается от осознания, что держу на ладони шкатулочку с древнейшей технологией, пришедшей к нам на Русь из Византии, а затем так укоренившейся, что стали её воспринимать, как свою. Ростовская финифть. Художник по эмали Светлана Тецкая. В этой шкатулочке, так получается, отсвет и Византии, и Древней Руси, и модерна, и прекрасной художницы Светланы Тецкой. И такие художники живут СЕЙЧАС, рядом с вами!! И, что странно, я сказала бы, их произведения доступны. Руку протяни! Вот оно - ЧУВСТВО СТИЛЯ! И вот оно - настоящее ХУДОЖЕСТВО. Спасибо за фотографии моей коллекции Наде Базановой, Денису Попову и их другу-фотографу. Прочитать о ростовских эмалях можно здесь. Посмотреть, как эмали изготавливаются, можно здесь. Хорошая публикация, но должна отметить, что не все представленные работы безупречны. А почему? Обсуждение этой публикации ещё и здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий