среда, 6 апреля 2011 г.

Art-туризм как путь к творчеству. Запись вторая. Гробница

                                                 
                                      Знаток искусства - кто это.
                                      Как воспринимать архитектуру.
                                      Средние века в моей душе.
                                      Гробница Теодориха и флорентийский баптистерий.
  
Италия предоставляет исключительные возможности в формировании навыка восприятия искусства.
Ни одна страна не позволяет познакомиться со всеми историческими стилями в искусстве. Италия – это и античность, и Византия (с работами византийских мастеров мы встретились не только в Равенне, но и во Флоренции, и в Венеции), это самое раннее средневековье, это, конечно, Ренессанс, но ещё и самое яркое барокко.

Среди этого огромного объёма высококлассных памятников искусства есть более доступные для восприятия, но есть и сложные, подчас закрытые для широкой публики, произведения. Всё это делает Италию незаменимой художественной мастерской для любителя и знатока искусства.

ЗНАТОК  ИСКУССТВА – кто это?
Тот, кто способен воспринимать художественные образы.
Тот, кто способен откликаться на чувства, заложенные художником в образ, которые и составляют суть художественного образа. Безусловно, если вы готовитесь к поездке в Италию, вы должны знать историю.

Но важно понимать, что знание фактов, не в зависимости от их объёма, не заменят умение, то есть ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК, глубинного восприятия образа.
Воспринимать надо ОБРАЗ, художественный образ. А образ в искусстве – это идея (а идея – это не мысль, это ЧУВСТВО и только чувство), выраженная в художественной форме.
Восприятию надо УЧИТЬСЯ. Без восприятия нет творца!

Начну с гробницы Теодориха в Равенне, постройки раннего европейского средневековья - 520 год.
Это не тот памятник, который призван с первого взгляда поразить воображение. Но безусловная явленность структуры образа делает этот памятник сравнительно открытым для восприятия. Я же придерживаюсь проверенного принципа «от простого к сложному».

Просветиться:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396805 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0





Думаю, найдётся немало людей, недоумевающих, почему это сооружение, грубое и даже неуклюжее, включёно в реестр памятников Всемирного наследия. Конечно, это недоумение возможно при условии, когда человек способен быть честным с самим собой и не заклинает себя мантрой  - «выдающийся памятник архитектуры».

На что я обращаю внимание, когда хочу прикоснуться к скрытому смыслу архитектуры?
Какие её особенности помогают мне воспринять внутренний смысл?
1) Масштаб, то есть соотношение моих размеров и размеров архитектурной постройки.
2) Пропорции – соотношение частей и целого, высоты к ширине, к размерам деталей и пр.
3) Характер ритма – повтор чего-либо.
4) Цвет, точнее, колорит – соотношение цветовых пятен.
5) Фактура – характер поверхности.





Я смотрю на гробницу, и она заставляет меня застыть, мало того, превратиться в тяжёлый твёрдый камень.
И дело здесь не только в пропорциях (кубический объём памятника, верхний и нижний ярус примерно одинаковой высоты), но и в монолитном сферическом перекрытии, вытесанном из цельного блока, а так же в мощной тяжёлой аркаде.





Стиль – это жест.
Жест, понимаемый широко – как поза и как духовный жест.
Поэтому я стремлюсь откликнуться на архитектуру, а точнее – на её структуру, адекватным жестом, позой.

Гробница Теодориха заставляет меня поставить ноги на ширину плеч, одновременно глубоко вздохнуть и напрячь мышцы. Как только произошли эти изменения, моё тело становится тяжёлым, оно каменеет, в нём всё останавливается. Тело стало настолько твёрдым, что дыхание просто не возможно.
Дыхание прерывается!

Как только это произошло, я прикоснулась к ядру образа гробницы Теодориха.
Что это такое?
Готовность!
Готовность к чему? Скорее, не к защите, а к нападению.
Сбитая, утрамбованная, предельно сжатая форма статична только внешне. Статика, порождённая внутренним напряжением, готова взорвать форму. Чувство непреклонности рождается внутри меня.




И вдруг (а глубинное восприятие – всегда с этим «вдруг») замечаешь, гробница – это вертикальная колба, вставленная в десятиугольник.








И передо мной разворачивается история – «Рождение формы»
Я вижу очищенную от нижнего яруса с аркадами «колбу». Она статична и неподвижна.
Неожиданно чувствую, что-то происходит в нижней части «колбы» и из неё очень медленно появляются арки. Они выдвигаются непоколебимо и беспощадно, как наводятся жерла поражающих орудий.
Так рождается форма, а она рождает образ.

Мои видения из Мира Форм помогают мне уловить образ, раскрыть смысл.
Эти видения я воспринимаю как подарок за моё внимание, мою сосредоточенность. Но я не могу контролировать этот процесс: эти видения могут появиться, а могут не появиться. Восприятие искусства – процесс творческий, а значит включающий в себя элемент интуитивного прозрения, которое не подвластно воли.

Я смотрю на гробницу Теодориха и явственно вижу ядро, которое способно поражать.
Вот откуда это чувство непоколебимой силы и мощи.
Я у истоков европейского средневековья!

В процессе восприятия передо мной часто всплывают образы других памятников.
Я всегда СРАВНИВАЮ.
Так и сейчас в моём воображении возникает образ флорентийского баптистерия.




Баптистерий (крещальня) Сан-Джованни на соборной площади во Флоренции построен примерно в то же время, что и гробница Теодориха – в 6 веке.
Просветиться: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F

Как и гробница, это центрическое сооружение.
Для его объёмов характерен тот, особый тип монументальности, отличающий редкие дошедшие до нас памятники раннего европейского средневековья.
Но мраморная облицовка 11-12 вв. внесла нечто принципиально новое.

Как только я вижу баптистерий, я легко вздыхаю, как бы освобождаясь от зажимов.
Пропорции самого архитектурного объёма, неглубокие ниши с арочными завершениями, пилястры с небольшими капителями, становящиеся по мере перехода от яруса к ярусу всё более изящными, и, конечно, цвет  (белый и зеленоватый мрамор), все эти элементы структуры и рождают ощущение лёгкого вздоха.
(Представляю, что баптистерий облицован чёрным гранитом и тотчас всё немедленно меняется. Так проясняются возможности художественной формы!)

Баптистерий приглашает меня подтянуться, выпрямиться, поднять голову. Но в позе нет жёсткости. Я ощущаю внутреннюю гибкость и одновременно наполняюсь чувством достоинства и просветлённости.
Становится понятен восторг великого Джотто, восклицающего: « Прекрасный Джованни!»
Вот она, зарождающаяся гармония итальянского Ренессанса – великое классическое «покой в движении»!
И это не фраза, которую я заучила, читая книги.
Это МОЙ личный ОПЫТ постижения искусства.

Поездка в Италию приобретает особый смысл.
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий