четверг, 7 апреля 2011 г.

Итоги конкурса "Творческое впечатление". Продолжение №2.

Конкурс «Творческое впечатление» вызвал большой интерес (итоги здесь и здесь).
Членов Жюри это порадовало.
Работы были присланы не только из Москвы, но и из Перми, Рязани, Киева, Таганрога и даже из Лондона.
И В КАЖДОЙ РАБОТЕ БЫЛО ЗЕРНО ТВОРЧЕСТВА.

Чтобы это зерно дало плоды, мы посчитали нужным познакомить вас с нашим мнением о наиболее часто встречающихся недочётах.
Во-первых, всегда надо иметь в виду, что такое «творческое впечатление» и чем оно отличается просто от впечатления, даже яркого и глубокого. Об этом я писала здесь.
Итак, творческое впечатление обязательно ВОПЛОЩАЕТСЯ в ОБРАЗ. А ОБРАЗ рождается тогда, когда есть СТРУКТУРА в его художественной форме. Вот эти два положения и определяют наличие или отсутствие ТВОРЧЕСКОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Исходя из такого определения «творческого впечатления» поговорим о конкурсных работах.



Оксана Перевозщикова. Туфельки.


Эту работу я отнесла к первому типу недоработок.

ПЕРВЫЙ тип недоработок. Есть воплощение, но из-за того что НЕТ ГЛУБИННОГО ВОСПРИЯТИЯ, то есть восприятия, выхватывающего смыслы, нет и образа, нет структуры этого образа.
Примером может служить работа Оксаны Перевозщиковой (Пермь).

ОКСАНА ПЕРЕВОЗЩИКОВА. ТУФЕЛЬКИ.
«Теперь уже сложно сказать, с чего все началось.
То ли в 90-е годы, когда мои любимые мужчины: муж и сынок подарили мне сувенирную миниатюрку женской туфельки нежно голубого цвета, украшенную жемчугом, которая до сих пор искушает меня своей трепетностью и нежностью и вдохновляет как первая любовь...
То ли еще раньше, в детстве, с собирания красивых, уникальных и как мне казалось, волшебных маленьких вещей - фантиков, открыточек и картиночек, которые были для меня дороже всего на свете и заставляли меня с неудержимым желанием отправляться на поиски новых впечатлений. И вот сейчас мое занятие, исполненное страсти - это коллекционирование сувенирных миниатюр обуви».

В этом проекте очень интересная тема – коллекционные мини-туфельки. Есть попытка воплотить в визуальный образ, например, в фото, представленном выше. Но нет ОБРАЗА.

В чём дело? В отсутствии ГЛУБИННОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Ведь в этих туфельках есть нечто скрытое, тайное.
Маленькая туфелька вызывает совсем другое чувство, чем та же туфелька, но реального размера.
Размер туфельки – может стать средством художественной, ОБРАЗНОЙ, выразительности. Но только в том случае, когда чувство масштаба (а размер – масштаб), позволяет заглянуть в это тайное, заглянуть не глазами, а взглядом чувства. И вдруг оказывается, что это чувство не такое простое.

Миниатюрная туфелька вызывает не только чувство умиления, которое на поверхности, но и сложно определяемое чувство грусти, сожаления. Представим, что перед нами миниатюрные туфельки светло-розового, блёкло-голубоватого, цвета свежей зелени или нежно-лимонного цветов. Эти туфельки нас как бы дразнят и приговаривают: «А ведь не одеть, не одеть, не одеть! Никогда не одеть!». И вот это «НИКОГДА!» и вызывает сложное, смешанное томящее чувство. И сразу перед глазами маленькая туфелька Золушки, которую её сёстры-злюки безуспешно натягивали на свои ноги.

МЕЧТА! И МЕЧТА НЕДОСЯГАЕМАЯ!

Отсюда сложное чувство, лишь примерно обозначаемое как грусть-тоска.
И что я вижу? Вот белоснежная грациозная ручка тянется к туфельке и она (туфелька) немедля, тотчас вырастает, как бы говоря: «Да, да! Для тебя, для тебя! ТЕБЯ ждала».
А вот белое лицо с чёрно-вишнёвым ртом и чёрными глазницами дырявит взглядом нежную туфельку, сжавшуюся от страха и всё же твердящую: «Не для тебя, не для тебя, НЕ ДЛЯ ТЕБЯ!!»
Ну вот, что-то в этом духе. И далее кадры меняются, и всё более из тумана проступает ИСТОРИЯ, а значит, проявляется, как на негативе, ОБРАЗ. И это могло бы стать фотоссесией. А может быть, фильмом, новеллой, рассказом, театральной постановкой и т. д.

Но туфельки, которые ПЕРЕД НАМИ по ХАРАКТЕРУ совсем другие. Возникает жёсткое противоречие между размером мини, который как бы изначально направлен на умиление, и цветом, резким, пронзительным, без сомнения агрессивным. Умиление и агрессия создают интересную коллизию. История этих пронзительных туфелек скрывает в себе неожиданный поворот.

Я вижу огромную булавку, а на неё нанизанные алые туфельки. Камера отодвигается и только тогда проясняется, что это Брошь на широкой груди.. назовём её Классной Дамы. У неё сухое лицо, горбатый нос, гладко зачёсанные черные волосы, сжатый в жёсткую линию рот с узкими холодными губами. Одета Она в чёрное платье. Высокий воротник-стойка плотно охватывает сухую шею. Да ведь это туфельки.. Убитых принцесс? Нет, нет! Непокорных МОДНИЦ!
И вот однажды в тёмную-тёмную ночь Брошь на ночном столике Классной Дамы, беззаботно спящей на пышных белоснежных перинах, … ВЗОРВЁТСЯ боевой гранатой!..
Ну, или как хотите – ВЫСТРЕЛИТ сотнями АЛЫХ ЗМЕЙ, которые обовьют тонкую сухую шею.
СТРАШНАЯ МЕСТЬ Алых Туфелек!
Насколько же глупа, дорогие Друзья, эта Классная Дама, если ЦВЕТ туфелек ей НИЧЕГО (!!) не подсказал и она видела лишь маленьких, а потому и беззащитных, Модниц!!
А эта история может быть стильным натюрмортом, модной фотосессией, а может и дорасти до полноценной современной Сказки.

Если коллекция туфелек рассказала нечто подобное и ЭТО воплотилась, вот вам и ТВОРЧЕСКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Этому и учатся слушатели Студии на курсе «Я – творец!».
И обучение это нелёгкое.
Не сразу получается.
НЕ СРАЗУ!
И всё же нам понравилась и сама коллекция Оксаны Перевозщиковой, так как в ней есть Стиль и есть история, и попытка увидеть историю.

ВТОРОЙ тип недоработок. Восприятие есть, есть чувство, и часто чувство яркое, но НЕТ ВОПЛОЩЕНИЯ.
Разберём этот вариант на примере двух работ: Дарьи Васильевой (Москва, ученица Студии) и Оксаны Посоховой (Рязань, ученица Студии).

ДАРЬЯ ВАСИЛЬЕВА. НОС.
«У Дульсинеи много достоинств. Она красива, изящна, грациозна. При первой встрече каждый отметит, что самое выразительное - это ее глаза: огромные, раскосые, глубокого желтого цвета.



Дарья Васильева. Нос.

Но потом взгляд выделяет обязательно его. Нос. По-моему, он не менее красив и выразителен, чем прекрасные Дусины глаза. Уязвимый и обманчиво нежный на ощупь, он скрывает немало секретов.
Чего только стоят его затейливые и извилистые, словно змеи, контрастные контуры. Вот например, верхняя линия носа. Она превратилась когда-то из дуги (это мое предположение) в упругую волну, после того, как оказалась преградой на пути двух других, очень энергичных, которые и потеснили ее. А те две изначально родились из одной точки и потом устремились в разные стороны. Они обе обладают сильным характером. Своенравные и упругие - то взлетают вверх, то падают вниз. Но это еще вопрос - какая из них трех мощнее - ведь верхняя линия при всем при этом, своим давлением как бы усмиряет две другие. В общем, это вечная борьба. ..Интересно, сама Дуся об этом догадывается?..



Дарья Васильева. Нос.

И каков его колорит! Рассматривая, выделяешь каплю черного цвета (как раз там, откуда берут свое начало две вышеупомянутые упрямые линии), потом появляется деликатный розовый, который переходит в телесный, а он в свою очередь, в более плотный светло-коричневый. И, как завершающий штрих, обрамляет нос черная контурная полоска, напоминающая нам о серьезности и характерности всей формы. Формы, воплощающей такую мощь и силу, что воплотись она в человека, его неотъемлемыми качествами были бы выносливость и агрессия, своенравность и воинственность, изворотливость и ловкость. Идеальный боец…
Кошка отвернулась, спрыгнула с кресла и быстро спряталась под диван - наверное, надоело, что ее так пристально рассматривают. Я твердо знаю, что удерживать ее не надо. У Дуси имеется укромно спрятанное секретное оружие в количестве восемнадцати штук. И это не считая зубов...».

Работа Даши Васильевой – образец удачного восприятия. И ведь такое восприятие могло стать (и не сомневаюсь, станет) толчком для фотосессии, эссе.. Продолжите сами. И, надеюсь, продолжит Дарья. И хорошо бы в этих работах сохранить ту улыбку, улыбку прекрасного поэта Саши Чёрного (помните его «…»?), которая есть в этом описании.
Я не сомневаюсь, что мы ещё встретимся с Дашей в других наших конкурсах!


ОКСАНА ПОСОХОВА. ЦВЕТ.
«Осенью 2009 года мне довелось посетить Флоренцию. Прогуливаясь по её улочкам, мы с подругой набрели на магазин тканей.
Нас с порога поразил цвет – стеллажи вдоль одной из стен магазина заполнены тканями без рисунка, только оттенки синего, красного, зеленого, фиолетового... Невольно представляешь себя художником перед гигантской палитрой. Вот этим синим я бы нарисовала глубокое ночное небо, этим - высокое, почти прозрачное летнее, этим - спокойную, прохладную гладь озера, этим - мощь взволновавшегося океана, а этим - передала бы тепло прибрежных вод южного моря. А какие в палитре оттенки зеленого! Нежная молодая поросль, свежая мята, чуть увядший, пожелтевший мох, драгоценные изумрудный, малахитовый и нефритовый…. Со временем заканчивается словарный запас, а на полках еще десятки неназванных оттенков.
- КАКОЙ ЦВЕТ!
Хоть я и стараюсь восхищаться как можно тише, мы привлекаем внимание хозяина - уверенным шагом к нам подходит семидесяти двух летний Романо.



Оксана Посохова. Цвет.

Оказывается, уже несколько веков его семье принадлежит ткацкая фабрика и этот магазин в самом сердце Флоренции. Мы разговорились. Вдруг, хозяин подошел к стеллажам и начал перебирать ткани.
- Я вам сейчас кое-что покажу! – сказал он и уже через секунду протянул каждой из нас по рулону материи. - Примерьте!
Зеркало в рост отразило наше изумление и восхищение. Мозг пытался обработать информацию - а какой это цвет? Бирюзовый? Возможно, но кажется, для него слишком просто. Этот цвет глубокий, прохладный, с исходящей от него спокойной силой. И желтый? Желтый. Но в нем чуть-чуть оранжевого. Совсем чуть-чуть, но это делает цвет таким теплым, немного густым.
Рисунок был абстрактным, но я отчетливо видела теплый, разогретый солнцем песок и прохладное, освежающее море. Похоже на июнь в Средиземноморье, когда солнце уже жаркое, прогревает своими лучами песок, но еще не успело прогреть море.
Олесю украшают совсем другие цвета – два оттенка оранжево-коричневых, которые я вообще не возьмусь описать.
Именно тогда я поняла, что ткань может быть «твоя» и «не твоя» (и мне, и Олесе подобранные Романо ткани бесподобно шли), а так же может быть просто тканью или ярким образом.
Этот опыт соприкосновения с цветом я до сих пор считаю чудом. А когда я решила сменить профессию (не без влияния этой встречи), первым критерием стало - чтобы это была работа с цветом. Я выбрала визаж, а для дипломной съемки образ, навеянный тканью, которую я приложила к себе во Флоренции».

Хотелось бы увидеть этот ОБРАЗ!
А может быть, воплотить это впечатление в прекрасный цветник, переливающийся всеми возможными оттенками цвета? Построить этот цветник на контрасте вечнозелёных, стойких и графичных, как сама Флоренция, и тонкой тональной живописности цвета, которая будет всегда напоминать те сказочные ткани, спрятавшиеся во флорентийских улочках? А может быть, воображение подарит другие видения? И тогда эта встреча станет Творческим впечатлением!

ТРЕТИЙ тип недоработок. Всё есть. Но! Упущен маленький, едва определяемый, нюанс., либо в восприятие не полное, не выхваченная структура (рядом, но всё же не выхвачена), либо в воплощении упущено это неуловимое чуть-чуть.
Примерами этого типа могут быть работы Ирины Анохиной (Москва, ученица Студии) и Татьяны Здоровцевой (Лондон, ученица Студии).

ИРИНА АНОХИНА. «ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЁЖКОЙ».
С этой работой вы можете познакомиться в ЖЖ Ирины (здесь). В представленном тексте уже учтены замечания, сделанные Жюри Конкурса. В первом варианте не была выхвачена СТРУКТУРА. Точнее, как рассказала Ирина, она была выхвачена, но Ирина из-за недоверия к своему ВОСПРИЯТИЮ, отказалась от его полного изложения, и с водой выплеснула и ребёнка!
Когда же в текст был добавлен этот, показавшийся Ирине спорным, абзац, получилось ПРЕКРАСНОЕ ЭССЕ, в котором выхвачены скрытые, тайные смыслы образа.
У Ирины безусловная способность к этому навыку!



Ян Вермеер Дельфский. Девушку с жемчужной сережкой. 1665 г. Маурицхёйс, Гаага.

ТАТЬЯНА ЗДОРОВЦЕВА. КРАСНАЯ ШАПОЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК.
«Страсть (влечение) зовет сломать преграды, поддаться чувству, ринуться в омут с головой.
И так хочется сдаться и разрешить себе поверить! Внутренняя вибрация страсти обещает столько всего прекрасного, но почти всегда несет в себе обман и разочарование. Страсть обманчива. Она ведет к потере внутренней свободы и ясности ума. Страсть - сладостная ловушка, а плата за нее - потеря себя...
В этой картинке я хотела выразить именно страсть, не любовь. Страсть - часто деструктивна, любовь созидательна... Страсть хочет поглотить и манипулировать, любовь не порабощает, а дает (и даже бережет) свободу быть собой...
Я готовила ужин и размышляла о природе страсти, увидела вот эту зубастую ложку и вдруг поняла, как это должно выглядеть».



Татьяна Здоровцева. Красная Шапочка и Серый Волк.

Серьёзность текста не соответствует скрытой иронии образа фотографии. Название «Красная Шапочка и Серый Волк» - это предложение Жюри. По нашему мнению, это название более соответствует образу-примитиву на фотографии. В этом фото явно ЧТО-ТО ЕСТЬ!

ПРОДОЛЖИМ ПОИСКИ!
Всех участников Конкурса поздравляем с участием, с ПОПЫТКОЙ!
Ведь ПОПЫТКА – самое важное в пространстве творчества.
УСПЕХОВ И ВДОХНОВЕНИЯ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий